Штраф за видеорегистратор. Миф или реальность?
Летом 2023 года ряд источников сообщили о том, что с 1 сентября 2023 года российских водителей начнут штрафовать за установку видеорегистратора на лобовом стекле автомобиля. Они ссылаются на новый перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств – он заработает как раз с этой даты.
2 июня 2023 года было официально опубликовано Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 №837 “О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”. Оно расширяет перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
В этом перечне уточнены требования к обзорности транспортного средства. Если обратиться к действующему перечню с нарушениями, то там есть пункт 7.3: “Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя”.
В новом же перечне, который заработает с 1 сентября 2023 года, есть пункт 4.2: “Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла)”.
Именно этот пункт многие почему-то ошибочно трактуют, говоря о запрете на установку видеорегистраторов, держателей телефона, радар-детекторов и т.д. На самом деле, если прочитать пункт внимательно, то можно сделать два вывода:
запрещается установка доп. предметов, ограничивающих обзорность с места водителя (как и сейчас);
добавлено исключение для зеркал заднего вида, стеклоочистителей, радиоантенн, обогрева ветрового стекла (то есть, даже если перечисленные аксессуары ограничивают обзорность, их установка не является нарушением).
Таким образом, новый пункт не предусматривает никаких ограничений на установку видеорегистраторов или других устройств, при соблюдении главного условия – они не должны ограничивать обзорность с места водителя. Впрочем, то же самое предусмотрено и действующим перечнем неисправностей. Более того, новый пункт 4.2 перечня просто-напросто слово в слово копирует пункт 4.2 действующей редакции Тех. регламента Таможенного союза. Судя по всему, изменение формулировки как-раз было связано с приведением текста перечня неисправностей в соответствие с текстом Тех. регламента.
Чтобы гарантированно избежать штрафа за нарушение обзорности, достаточно обратиться к тому же Тех. регламенту, где прописаны эти требования. Так, на рисунке ниже можно выделить красным цветом 3 зоны:
нормативные зоны А и Б на наружной поверхности переднего окна;
нормативное поле обзора П.
Если установленный видеорегистратор не попадает ни в одну из этих зон, то проблем никаких нет. Более того, согласно пункту 5.6.5. Тех. регламента, в нормативное поле обзора П допускается попадание технических средств, расположенных внутри кабины, при выполнении следующих условий:
конструкция технических средств должна позволять водителю без затруднений, не отвлекаясь от управления, освобождать от них нормативное поле обзора П;
точки крепления технических средств не должны находиться в нормативных зонах А, Б и нормативном поле обзора П.
Таким образом, видеорегистратор или радар-детектор нужно крепить именно так, как и рекомендуют сами производители этих устройств:
по горизонтали – в центре лобового стекла;
по вертикали – максимально близко к верхней точке лобового стекла.
В таком случае и штраф за нарушение обзорности Вам не грозит, и качество работы данных устройств будет максимальным.