“Закручивание гаек” в новом проекте КоАП.
В 2022 году в стране могут принять новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Власти решили пересмотреть суровость некоторых наказаний за административные правонарушения, в том числе — за нарушения ПДД, а также ввести ряд новых.
Сразу же оговоримся, пока что мы говорим лишь о проекте документа, который еще даже не был внесен на рассмотрение Госдумы. Однако если вспомнить, с какой скоростью в нашей стране изменяется законодательство, актуальность документа становится очевидной. Давайте посмотрим, что же может ожидать водителей в ближайшем будущем.
Наказание за «пьяную езду» ужесточат.
Российское законодательство нельзя назвать каким-то особенно лояльным в отношении пьяных за рулем. По статье 12.8 действующего КоАП РФ нетрезвых водителей лишают прав на полтора–два года со штрафом 30 000 рублей, а при повторном нарушении — на три года со штрафом 50 000 рублей.
В новой редакции КоАП ответственность предлагается ужесточить, причем только в том случае, если у пьяного водителя в салоне будут находиться дети в возрасте до 16 лет. За это, согласно проекту нового кодекса, предлагается лишать водительских прав на срок от двух до трех лет и штрафовать на 50 000 рублей.
Согласно федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенком считается «лицо до достижения им 18 лет (совершеннолетия)». Поэтому не очень понятно, почему жизнь детей в возрасте до 16 лет ценится настолько выше жизни детей 16–18 лет или, скажем, жизни их бабушки, что власти придумали даже отдельное наказание для тех, кто в нетрезвом виде решил их перевезти.
Штраф за опасное вождение
С 2016 года в российских ПДД существует определение «опасного вождения». Согласно п. 2.7 ПДД водителю запрещается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий», таких как невыполнение требования уступить дорогу ТС, пользующемуся приоритетом, перестроение при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции и интервала, резкое торможение, препятствование обгону и т. д.
Тем не менее какие-либо санкции за опасное вождение в КоАП РФ отсутствовали. Теперь, возможно, они появятся. По словам первого зампреда комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирины Рукавишниковой, в новой редакции Кодекса пропишут штраф именно за опасное вождение как стиль управления автомобилем, который должен составить 3000 рублей.
Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что в случае введения нового штрафа водителям стоит ожидать злоупотреблений. «Понятие «опасное вождение» включает в себя несколько совершенно разных действий, доказать которые не так-то просто. Например, «перестроение при интенсивном движении» — получается, любой, кто в условиях ТТК [в Москве] совершит перестроение, может быть наказан (ведь движение там всегда интенсивное). Или «необоснованно резкое торможение» — никаких критериев «резкости» или «необоснованности» нигде нет», — отметил эксперт, считающий, что понятие «опасное вождение» и вовсе стоит исключить из ПДД.
Нештрафуемый порог отменят?
Другие поправки в КоАП РФ могут коснуться нештрафуемого порога за превышение максимально разрешенной скорости, который сейчас составляет 20 км/ч. С инициативой полностью отменить нештрафуемый порог выступила депутат Мосгордумы Дарья Беседина, предложившая наказывать водителей уже за превышение скорости на 5 км/ч, которые смело можно считать технической погрешностью приборов, измеряющих скорость. Также Беседина предлагает за превышение скорости на 5–10 км/ч штрафовать на 500 рублей, за превышение на 10–20 км/ч — на 1000 рублей, на 20–40 км/ч — на 2500 рублей, за превышение скорости на 40–60 км/ч — отправлять водителя на обязательные работы до 35 часов или штрафовать на 10 000 рублей, а за превышение на 60–80 км/ч — лишать водительских прав, штрафовать на 15 000–20 000 или отправлять на обязательные работы до 60 часов. Наконец, за превышение скорости на 80 км/ч и выше депутат Мосгордумы предлагает арестовывать водителя на 10–15 суток с одновременным лишением прав.
Интересно, что предложение депутата Мосгордумы уже поддержали в столичном Дептрансе, хотя и с оговоркой, что наказывать водителей стоит начиная с превышения скорости на 10 км/ч. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: власти Москвы не в первый раз высказываются в пользу отмену «нештрафуемого порога» и любят приводить в пример строгие законодательства европейских стран.
Любопытно, что пока что сам проект нового КоАП никаких ужесточений в области скоростного режима не содержит, это лишь предложения столичных парламентариев. Но расслабляться не стоит. Вероятно всего, какое-то ужесточение санкций водителей все же ждет: мы уже писали, что камеры во многом превратились в инструмент по сбору штрафов. Учитывая, что годовая инфляция в РФ уже фактически превысила отметку 7%, очевидно, что уровень штрафных платежей будут индексировать.
Скидки расширят. Или вообще отменят
В этой связи интересно еще одно предложение, также высказанное депутатом Мосгордумы Дарьей Бесединой. Помимо отмены нештрафуемого порога депутат также предложила отменить скидку 50% для тех, кто оперативно оплачивает полученные штрафы. По ее словам, из-за такого подхода штраф воспринимается не «как запретительная мера», а как своеобразный «налог на скорость». Депутат столичного парламента уверена, что наказание, напротив, должно быть таким, чтобы люди боялись его получать.
Автор закона о 50-процентной скидке для водителей, оплативших штраф в течение 20 дней после получения постановления, и экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков с таким подходом не согласен и считает отмену послабления маловероятным. «Вряд ли депутат [Беседина] имеет представления о той сфере, в которой предлагает произвести изменения. Ведь правительство предложило распространить идею скидки на все главы КоАП, а не только на “водительскую” двенадцатую главу, — отметил Лысаков в разговоре с Дромом. — Раньше государство тратило огромные суммы на взыскание штрафов. Себестоимость взыскания одного штрафа была не менее 500 рублей из-за накладных судебных расходов, работы судебных приставов и т. д. Это все съедало доходную часть бюджета. Я предложил эту практику [скидок], потому что некоторые европейские страны широко и давно используют ее», — добавил экс-депутат.
Не согласны с отменой скидок на штрафы и в Минюсте. Более того, ведомство хочет внедрить концепцию поощрения и наказания водителей. Согласно новому проекту КоАП, если водителя впервые оштрафуют за негрубое нарушение и он признает свою вину, его могут наказать лишь третью штрафа, а существующая скидка 50% при оплате штрафов в течение 20 дней сохранится.
Также советник министра юстиции Дмитрий Коротков заявлял, что в КоАП все нарушения будут разделены на грубые и негрубые, и если нарушение из последней категории будет совершено впервые, гражданину будут обязаны сделать только предупреждение, без вынесения штрафа. А вот если водитель три раза в течение года попался на грубых нарушениях ПДД, то его, наоборот, лишат прав на срок от года до полутора лет или оштрафуют на 10 000–30 000 рублей. Правда, какие именно нарушения будут считаться грубыми, пока неизвестно.
Появятся новые «лишенческие» статьи
Еще одно нововведение, предполагаемое проектом КоАП, — ужесточение ответственности за езду с нечитаемыми регистрационными знаками. Сейчас водителям за это правонарушение грозит штраф 500 рублей. Это наказание в новом КоАП не меняется, но вот если водителя задержат с грязными номерами повторно, то санкция будет достаточно суровой — 5000 рублей штрафа или лишение водительских прав на срок до трех месяцев. Видимо, таким нехитрым способом власти хотят заставить водителей чаще ездить на мойку или хотя бы возить с собой в машине тряпку для протирки номеров. «Это — ужасная история. У нас в стране полгода зима, машина становится грязной за несколько десятков километров пути. Номер может залепить даже во время движения, водитель не может это контролировать никак при плохих погодных условиях и реагентах», — прокомментировал предполагаемое нововведение активист общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, уверенный, что подобные изменения КоАП ни в коем случае нельзя принимать.
Кстати, в проекте нового КоАП есть и еще одна новая «лишенческая» статья. В случае, если водитель неоднократно не выполнил требование инспектора ГИБДД об остановке и попытался скрыться, ему будет грозить лишение прав на срок до трех лет и штраф 40 000 рублей. Сейчас, напомним, за такое деяние предусмотрен лишь штраф 500–800 рублей.
Наконец, еще одно радикально новое положение в новом КоАП — возможность временного ограничения водительских прав до решения суда. Предполагается, что эта санкция будет применяться в случае, если водитель был задержан за грубое нарушение ПДД (например, езду за рулем в нетрезвом виде). Сейчас какой-либо санкции за управление автомобилем до того, как суд вынесет решение, не предусмотрено. «Если человек попался пьяным за рулем или совершил грубое нарушение, реагировать нужно сразу, — уверен активист «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Но здесь возникает вопрос, а будет ли это идти в зачет лишения водительских прав [в случае решения суда]. А то получается, что автомобилиста мало того, что на полтора года прав лишат, так еще и три месяца до суда он не сможет ездить. Получается, это просто увеличение срока лишения прав», — добавил общественный деятель.
Введут штраф за парковку на тротуаре и газоне
Возможно, эта информация вас удивит, но в федеральном КоАП отсутствует наказание за парковку на газоне. В настоящее время водителей, поставивших свое транспортное средство на зеленых (и не очень) насаждениях, наказывают в соответствии с региональными КоАП. Например, в Москве для физических лиц штраф за такое нарушение составляет 5000 рублей, в Санкт-Петербурге — от 3000 до 5000 рублей, в Красноярском крае — от 2000 до 4000 рублей, в Самарской области — от 1000 до 3000 рублей и т. д. Если власти примут новый КоАП РФ, то соответствующий штраф может появиться на федеральном уровне, о чем заявила первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова. Новое наказание должно составить от 1000 до 3000 рублей для физических лиц. Такая же «кара» будет предусмотрена за парковку на тротуаре, а также за мойку автомобиля в неположенном месте.
Идея введения штрафа за парковку на газоне на федеральном уровне давно назрела. Вот только для начала законодателям не мешало бы внести соответствующие разделы в ПДД! Ведь в них определение газона просто отсутствует, из-за чего им можно считать таковым как аккуратную травку возле дома, так и просто открытый грунт или грязь возле дороги. «Размещение ТС на газоне вообще не имеет никакого отношения к ПДД — данный запрет содержится в основном в региональных законах и нормах, которые действительно по-разному толкуют понятие газона или иной занятой зелеными насаждениями территории», — пояснил особенности российского законодательства адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Эксперт уверен, что давно пора установить единые понятия и определения в отношении газонов по всей стране. «Самое главное — установить одинаковые штрафы за данное нарушение, поскольку зачастую (например, в Москве) штрафы за размещение ТС на газоне или иной занятой зелеными насаждениями территории составляют 300 000 рублей (!!!), что явно говорит о желании города на этом подзаработать, тем более при условии того, что на практике газоном считается любая поверхность земли», — добавил юрист.
Кстати, уточнения в ПДД требуют не только газоны, но и тротуары. Скажем, можно ли считать ими расположенный на одном уровне с дорогой междомовый проезд, по которому ходят люди? Сейчас правила такую ситуацию не регламентируют четко, но что-то нам подсказывает, что если новый КоАП примут, то виноватым может вновь оказаться водитель.
Объявят войну «свиньям» и усилят борьбу с тонировкой
Одной из причин большого количества мусора на российских дорогах является отсутствие отдельного наказания. В проекте нового КоАП данный недочет исправлен, за сброс из автомобиля «отходов в лес, воду или складирование вне специальных площадок» предусматривается штраф, который составит 2000–3000 рублей для граждан, 20 000–60 000 рублей для ИП и 30 000–100 000 рублей для юрлиц. Причем в двух последних случаях у водителя еще и конфискуют автомобиль. В общем, если закон примут, мелким предпринимателям и «ипэшникам» придется очень тщательно следить за тем, где и как они выбрасывают мусор.
Наконец, еще одно новое наказание в проекте КоАП — штраф за повторное управление автомобилем с чрезмерно тонированными стеклами. Сейчас отдельное наказание за повторное нарушение в законодательстве отсутствует, а штраф за тонировку составляет 500 рублей. Правда, обычно инспекторы ГИБДД требуют от водителя устранить тонировку на месте, а если он этого не может сделать — выдают предписание на устранение нарушения. Если автомобилист и это не выполнит, ему может грозить даже арест. Судя по всему, таких санкций властям показалось мало, поэтому теперь водителя будут штрафовать еще на 3000 рублей. Разумеется, в том случае, если законопроект примут.
Как видите, изменения в КоАП готовятся действительно серьезные. Фактически власти вновь идут по пути «закручивания гаек» и ужесточения ответственности. Однако нельзя забывать: любой законопроект проходит несколько чтений. Весьма вероятно, что проект нового КоАП будет принят Госдумой в первом чтении, после чего его отправят на доработку. Так что у водителей еще есть время морально подготовиться к грядущим изменениям.