Непростительные ошибки при старте и эксплуатации, которые убивают машину
Халатность автомобилистов приводит к опасным поломкам.
Не каждый автомобилист соблюдает правила эксплуатации транспортных средств. Более того, многие о них просто не слышали и считают, что современная техника рассчитана работать в любых условиях. Однако даже именитые и надежные иномарки не выдерживают и могут сломаться в любой момент, если водители не соблюдают простые требования инструкций. Наибольший вред оказывают ошибки, допущенные в первые минуты после старта. Какие же действия водителей сильнее всего влияют на ресурс транспортного средства?
Оставление на передаче
Одна из опасных привычек водителей, которая грозит серьезными поломками, это оставление машины с механической коробкой на передаче. Многие автомобилисты, памятуя дедовские наставления, стараются не пользоваться ручным тормозом, считая, что он может закиснуть, порваться, потерять подвижность и пр. Они включают первую или вторую ступень механической коробки и оставляют машину таким образом на парковке. Однако газораспределительный механизм современных двигателей уже не рассчитан держать высокую нагрузку при выключенном зажигании. При стоянке давление на ремень возрастает, зубья смещаются, из-за чего сбивается работа механизма. В крайних случаях есть риск повреждения настроек ГРМ, что приводит к поломке двигателя. При старте поршни бьют по клапанам и повреждают их. Поэтому при парковке необходимо всегда пользоваться «ручником» и затягивать его посильнее.
Резкий старт
Самое опасное для мотора — резкий старт без предварительного прогревания. Если водитель ежедневно не дает машине хотя бы минуту поработать на холостых и тут же отправляется в путь с пробуксовками колес, то такая машина долго не проездит.
Дело в том, что в первые секунды мотор запускает насос и прокачивает масло по системе смазки. Необходимо время для восстановления работоспособности силового агрегата во избежание кратковременного масляного голодания.
Кроме того, сейчас много двигателей, чувствительных к температурным расширениям из-за небольшого размера поршней и их юбок. Высокая нагрузка на непрогретый мотор приводит к возникновению задиров в цилиндрах.
Поэтому перед каждой поездкой важно выждать минимум минуту-другую, чтобы дать маслу прокачаться, и только затем медленно стартовать и прогревать мотор на ходу при аккуратном движении без резких разгонов и торможений.
Перегрев турбины
Нарушение правил эксплуатации сказывается в первую очередь на турбонаддуве. Под высокой нагрузкой он мгновенно нагревается до температуры в несколько сотен градусов. Если сразу после холодного старта раскрутить турбированный мотор до красной зоны, проехать пару сотен метров до магазина и тут же заглушить двигатель, то турбина быстро выйдет из строя.
Перегретая машина требует охлаждения, для чего требуется проехать в спокойном темпе несколько сотен метров. Кроме того, важно подержать машину на холостых оборотах, чтобы тоже охладить турбину.
Нога на педали сцепления
Если автомобиль оборудован механической коробкой передач, то многие начинающие водители сначала ездят, удерживая левую ногу на педали сцепления. Им кажется, что так удобнее. В итоге получается, что технический узел всегда испытывает давление на выжимной подшипник, который чуть-чуть разжимает фрикционные диски. Они проскальзывают и греются. Даже незначительный выжим педали, пусть и без потери тяги, создает негативные нагрузки внутри узла. Повышенный износ приводит к быстрому выходу сцепления из строя, а ремонт его очень дорог.
Не перегреть муфту на автомате
Если автомобиль оборудован автоматической коробкой, то он потребует еще более тщательного отношения. Непрогретая коробка плохо переносит пробуксовку. Если на паркинге под колесами появился лед и водитель крутит колеса на месте, то сложная коробка не может быстро адаптироваться и работает на износ.
Еще хуже буксовать с холодным вариатором. Изменение передаточного отношения в ней реализуется за счет движения шкивов и перекинутого через них металлического ремня-цепи.
Во время пробуксовки колес возрастающие нагрузки заставляют проскальзывать цепь вариатора. Шкивы трутся и получают повреждения поверхностей, что снижает их ресурс.
Забыть о нейтрали
Если на механической коробке и роботизированных трансмиссиях на остановках необходимо переключаться на «нейтраль» N, то в автомате это запрещено. Достаточно удерживать машину на месте с помощью педали тормоза в режиме D. Коробка рассчитана стоять таким образом десятки минут без ущерба для техники. Масло гидротрансформатора поглощает момент, передающийся от двигателя в трансмиссию, а избыточное тепло удаляет система охлаждения.
Если же часто переводить рычаг АКПП из D в N и обратно, то в трансмиссии задействуются сложные механизмы переключения планетарных механизмов с изменением циркуляции масла. Режим N применяется в автомате только для буксировки машины на прицепе на малые расстояния и на небольших скоростях. Частый переход трансмиссии в этот режим во время поездки ведет к износу исполнительных фрикционов.
Поэтому нельзя переключать коробку в N и при движении накатом, как это часто делают водители на машинах с механическими трансмиссиями. Такие манипуляции приводят к масляному голоданию и преждевременному выходу из строя гидроблока и иных частей трансмиссии.