ДТП на перекрёстке на жёлтый сигнал светофора – кто виноват и как доказать?
Попасть в ДТП на перекрестке не мудрено, если не смотреть на светофор. Чаще всего оба участника аварии считают себя правыми. Рассмотрим сложные ситуации, которые могут возникнуть в таких случаях, а также практику судов.
Проехал на желтый – кто виноват
Если разбором дела будет заниматься ГИБДД, то наверняка вину установят обоюдную. Но чтобы этого не случилось, необходимо доказать свою невиновность и вину другого участника ДТП.
Если не уступивший дорогу водитель не докажет, что у второго участника, который проехал на желтый свет, не было преимущества, то сам будет виновен. Если второй водитель все-таки докажет, что он мог ехать по закону, то виноватым сделают первого. Либо другой вариант – виноваты будут оба участника в равной степени.
Что указано в ПДД
В Правилах описан порядок действий и запретов. Но из одного пункта часто выходят другие.
Желтый свет – можно ли ехать
Вообще ехать на желтый сигнал нельзя, так как по ПДД это запрещено. Но в исключительных случаях, когда невозможно остановиться без экстренного торможения, можно продолжить движение.
Поэтому водитель имеет право двигаться на желтый сигнал, если выполнены сразу 2 условия:
Желтый загорелся после зеленого.
Нет возможности остановиться без использования экстренного торможения.
Где останавливаться на желтый
Данную норму устанавливает п. 6.13 ПДД:
Перед табличкой СТОП или стоп-линией.
Перед проезжей частью, не мешая пешеходам.
Поэтому, если автомобиль не может остановиться перед описанными местами, имеет право двигаться на желтый.
Экстренное торможение
Как узнать, мог ли водитель остановиться:
Выясняем начальную скорость.
Берем в расчет скорость остановки – ноль.
Определяем замедление скорости.
Вычисляем тормозной путь.
Однако, ни в одном законе не прописан критерий экстренного торможения, что это вообще означает. Поэтому в судах такие дела рассматриваются индивидуально по личным убеждениям судей.
Если при проезде мигал зеленый свет
Если водитель видел моргающий зеленый свет, после которого должен загореться желтый, то он не обязан был снижать скорость и останавливаться. Поэтому вопрос об экстренном торможении здесь неуместен, ведь он рассматривается только при желтом свете. Но на практике судьи часто трактуют это по-своему и вменяют водителю вину в том, что он должен предвидеть появление желтого сигнала после зеленого и не выезжать на перекресток.
Также часто виноватыми признают обоих участников ДТП. Один из них виноват, что не уступил, а другой – что не остановился на желтый сигнал.
Виновник после желтого проехал на красный
Если водитель выскочил на перекресток на красный свет, то это его вина. Но это только в теоретически. На практике прибывшие сотрудники ГИБДД, не разбираясь, могут приписать обоюдную вину. Если начинать задавать им вопросы, то ответ будет один: «Не согласны – подавайте в суд».
В таком случае как раз и следует обращаться в суд. Но предварительно необходимо собрать как можно больше доказательств, что другой участник ДТП проехал на перекресток при запрещающем свете. Лучше будет, если вы предъявите видеозапись регистратора из вашей машины.
Как доказать вину нарушителя, проехавшего на желтый
Вначале перечислим случаи с проездом на желтый сигнал светофора:
ДТП случилось при проезде одного автомобиля на желтый, а другого – при повороте налево на этом же перекрестке.
Первый завершал проезд на желтый сигнал, другой начинал ехать на зеленый с другой проезжей части.
Оба участника двигались попутно в соседних полосах. Но первый автомобиль стал перестраиваться на перекрестке, считая, что второй остановится на желтый свет.
Все доказательства, которые будут рассмотрены ниже, действуют одинаково во всех перечисленных случаях. Но иногда бывают исключения.
Судебная практика
Доказывать свою невиновность придется в суде, поэтому стоит рассмотреть, как такие случаи разбирают судьи.
У нарушителя нет преимущества
Споры чаще всего состоят в том, что необходимо уступить дорогу автомобилю, который заканчивает проезд перекрестка. Основной довод – кому уступать.
ПДД трактуют эти ситуации следующим образом:
Уступить дорогу – это значит не создавать помех тому, кто имеет преимущество.
Термин «преимущество» означает право на проезд в определенном направлении по перекрестку.
Если водитель не имеет права на проезд, значит и преимущества у него тоже нет. Соответственно и уступать дорогу ему никто не обязан.
Суды нижестоящих инстанций теперь обязаны брать во внимание разъяснения Верховного суда. В Постановлении Пленума №20 он описал, что у нарушителя нет преимуществ, и уступать дорогу ему не нужно. Теперь главное доказать, что второй водитель не имел права ехать на желтый свет светофора.
Данные видеорегистратора
Большую роль играет запись видеорегистратора, без которой невозможно доказать, на какой сигнал вы ехали. Нарушитель тоже вряд ли сможет это обосновать, поэтому часто в суде назначается обоюдная вина двух водителей. Если у вас еще нет такого устройства, то стоит его купить.
Также могут оказать помощь наружные видеокамеры на зданиях, показания других водителей, которые видели ДТП.
Автотехническая экспертиза
Данная процедура выясняет, мог ли водитель своевременно затормозить перед стоп-линией на желтый сигнал.
Вопросы для экспертизы бывают следующие:
Начальная скорость автомобиля.
Расстояние до стоп-линии или края дороги от автомобиля при желтом свете.
Тип поверхности дороги.
Было ли превышение скорости.
Мог ли водитель остановиться на желтый свет без экстренного торможения с учетом начальной скорости, реакции человека, покрытия дороги.
Также могут быть исследованы и другие вопросы по ДТП. Но основной результат экспертизы должен быть в том, чтобы выяснить кто виноват в ДТП. Экспертизу может назначить инспектор ГИБДД, если он расследует дело. Тогда она будет для водителей бесплатна. При назначении такой процедуры судом плата за нее ложится на виновного.
Чтобы не попасть в ДТП при проезде на желтый свет, не нужно создавать опасность даже для нарушителей. Если вы не уверены, что можете успеть проехать на желтый свет при проезде перекрестка, лучше остановитесь заблаговременно. Если собрались поворачивать на перекрестке налево, пропустите все движущиеся навстречу ТС, дождитесь красного света и закончите свой маневр. Это будет наиболее безопасно для всех.