Штрафовать будет не только ГИБДД
Мы уже давно привыкли к стационарным камерам фотовидеофиксации нарушений на дорогах, но законодатель не перестает нас удивлять, придумывая новые варианты.
Новости последних дней автомобилистов совсем не радуют. Система фиксации нарушений ПДД выходит на новый уровень. Начало эксплуатации в Москве автомобилей Центра организации дорожного движения, оборудованных камерами фиксации нарушений ПДД уже настраивает нас на повышенное количество штрафов. По сути, это такие же автоматические камеры, как установленные на столбах или треногах, но позволяющие выявлять нарушения прямо в движении.
Они отнесены к категории мобильных устройств фотовидеофиксации. Главное отличие – никаких предупреждающих знаков, а значит, сфотографировать нарушителя могут в любой момент.
Донос или гражданская позиция?
Так же Владимир Путин поручил реализовать столичную идею наказания автомобилистов на основании материалов, зафиксированных с помощью мобильного приложения под условным названием «Народный инспектор». Подобные приложения работают и в ряде других российских регионов, но их функционал ограничен небольшим количеством нарушений, в основном связанных с парковкой в запрещенных местах.
На данный момент результаты их использования приравниваются к сообщению о правонарушении, каждое из которых рассматривается индивидуально. Когда президентское поручение будет выполнено, и они получат статус специальных технических средств фотовидеофиксации, появится возможность использовать алгоритм автоматического вынесения и рассылки нарушителям штрафных постановлений.
Юридически это будет соответствовать, как если бы вас сфотографировала стационарная камера, только “фотографом” может стать ваш сосед. Да, решающее слово за сотрудником ГАИ, который, просмотрев материалы на экране монитора, принимает решение о наказании, ставя свою электронную подпись.
Однако по всей стране встречаются случаи ошибочных штрафов со стационарных камер (превышение скорости эвакуируемого автомобиля, пересечение тени автомобиля стоп линии). Что уж говорить о человеческом факторе: когда ежедневно будут рассматриваться тысячи таких обращений, то уповать на внимательность сотрудников будет сложно. любой, даже самый зоркий глаз может “замылиться”.
С внедрением «Народного инспектора» проблема может обрести угрожающие масштабы.
Выносить наказания будут гражданские лица
Органы власти субъектов Российской Федерации могут получить полномочия по рассмотрению всех нарушений, зафиксированных камерами. Законопроект давно находится “на полках” в Госдуме, а теперь, после поручения Президента, имеет все шансы наконец быть принятым. На данный момент рассмотрение материалов и вынесение штрафных постановлений — это функция полиции, которая финансируется из федерального бюджета, поэтому прямой заинтересованности в количестве собранных штрафов, идущих в региональные бюджеты, не имеет.
Но как только рассматривать материалы правонарушений, составленные с помощью камер, начнут региональные власти, то количество штрафов, как и камер, может резко увеличиться. Не забываем, что установка камер тоже финансируется властями субъектов РФ.
Подобный прецедент уже создан: с 2013 года за нарушение требований знаков, запрещающих остановку и стоянку, в Москве штрафует не ГИБДД, а административная дорожная инспекция, специально созданная для этих целей.
Что выгоднее: заплатить или обжаловать?
При автоматической фиксации нарушений ПДД главным образом страдает основной принцип административного права – презумпция невиновности. В данном случае это означает, не что власть доказывает вину, а гражданин доказывает свою невиновность. С 1 сентября это стало немного проще, ведь в КоАПе прописали возможность обжалования вынесенных постановлений в электронном виде (статья 30.2 КоАП РФ).
Это позволит не ходить в гос.органы, не стоять в очередях, а в удобное для себя время отправить заявление. Но есть и свои нюансы: обжалованию в электронном виде подлежат только штрафы, вынесенные на основании материалов с камер, полученных в автоматическом режиме. И воспользоваться этим инструментом могут только граждане, зарегистрированные на портале госуслуг.
Но и тут стоит задуматься: лучше оплатить или обжаловать. А вот почему: срок подачи заявления на обжалования составляет 10 дней с момента получения копии постановления на портале (статья 30.3). В то же время большинство штрафов можно оплатить с 50-процентной скидкой, если сделать это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. При этом на рассмотрение жалобы закон тоже отводит 10 дней (статья 30.5). А срок оплаты штрафа со скидкой не приостанавливается на момент рассмотрения жалобы. Вероятность получить ответ на жалобу и уложиться в срок льготной оплаты, прямо скажем, невелик.
Вот и стоит у водителя выбор: то ли оплатить половину штрафа и забыть, то ли бороться за справедливость без гарантии результата, и в случае неудачи оплатить полную сумму штрафа. Многие выбирают первый вариант.